1.1 Научно-теоретические основы Интернет-технологий высшей школы

Time to read
less than
1 minute
Read so far

1.1 Научно-теоретические основы Интернет-технологий высшей школы

февраля 15, 2010 - 00:00
0 comments

Информатизация высшего образования в настоящее время является приоритетом белорусского образования. Основной задачей высших учебных заведений, существующих в современном обществе, является подготовка выпускников к возможности ориентироваться в информационном пространстве и овладевать информационной культурой.

Полноценное развитие системы высшего профессионального образования сегодня практически невозможно без использования Интернет-технологий, которые могут использоваться как в самом образовательном процессе, так и в системе управления учебным заведением и структурными подразделениями.

В эпоху глобализации идея построения «информационного общества» заменила идею «государства всеобщего благосостояния», что оказало огромное влияние на развитие высшего образования. Одним из мощнейших инструментов глобализации высшего образования являются на сегодняшний день современные информационные технологии (ИТ), обусловившие появление и стремительное развитие глобальной компьютерной сети Интернет, которая позволила создать не только глобальные исследовательские сети, но и глобальные преподавательские сети. «Новейшие электронные средства коммуникации изменяют облик образовательного процесса, его компьютеризация всемерно способствует разработке проектов дистанционного и непрерывного «длиною в жизнь» образования». Широкое использование Интернет-технологий в образовательном процессе обусловлено прежде всего значительным увеличением объема доступной информации и облегчением доступа к ней, а также возможностью построения гибкого (не ограниченного пространственно-временными связями) графика обучения.

Интернет-технологии в учебно-воспитательном процессе высшего профессионального образования предоставляют возможность использовать дистанционное обучение; проводить дистанционные олимпиады; участвовать в телеконференциях; создавать методические объединения профессорско-преподавательского состава вуза; получать информацию об участии в различных конкурсах и возможностях получения грантов.

Использование Интернет-технологий в управленческой работе вуза позволяет создать единую управленческую инфраструктуру; создать и обеспечить доступ к единым библиотечным каталогам.

Интернет-технологии в современном образовании предоставляют возможность получать информационные ресурсы для личного самообразования студентов. В современном обществе от студента, профессионала любой сферы деятельности требуется не столько умение пользоваться приобретенными знаниями в решении проблем, а возможность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать ранее полученные знания в реальной и конкретной хозяйственной ситуации.

Основной принцип работы в интерактивном режиме  –  максимально полная, глубокая проработка материала, организация необходимого количества внутренних и внешних связей, удобный интерфейс, позволяющий студентам наиболее эффективно использовать учебный материал.

В настоящее время необходим комплексный подход к использованию информационных технологий с целью ускорения внедрения Интернет-технологий в образовательный процесс для формирования специалиста нового информационного общества и подготовки его реализации в современной информационной среде.

Являясь, по существу, необъятным информационным пространством, использование которого открывает для преподавателей и студентов невиданные доселе возможности организации образовательного процесса, Интернет тем не менее выступает и в роли барьера на пути к глубоким знаниям, для преодоления которого необходимо развить у обучаемого определенные умения и навыки самостоятельной работы. Следует отметить, что обучение не заключается в одной только передаче информации и что компетенция специалиста не исчерпывается обладанием хорошей памятью и навыками работы в компьютерной сети. Для преподавания в данной ситуации возникает ряд проблем и прежде всего то, что использование информации, полученной через Интернет, без малейшей творческой «переработки» приводит к обучению «искусству компиляции» взамен творческого усвоения и индивидуальной переработки любой поступающей информации. Этот процесс ведет к механическому накоплению знания, подменяющему истинное образование нехитрым процессом подготовки к тестам и другим способам (поверхностным) проверки знаний. Главным навыком всегда была, есть и будет способность ответа на неожиданную ситуацию, выработанная навыком творчества. Последствием этого навыка и является полезный опыт. В ситуации неконтролируемого увеличения объемов доступной информации результативность процесса обучения не может заключаться в получении дополнительной информации. Она получается из новой организации данных, что собственно и составляет «творческую переработку». Такая новая организация получается чаще всего при включении в ряд данных, которые до того считались независимыми. Эту способность сочетать между собой данные до того не сочетавшиеся можно назвать «творческим воображением». Если преподавание должно обеспечивать не только воспроизводство компетенций, но и их прогресс, то соответственно необходимо, чтобы передача знания не ограничивалась передачей информации, а учила бы всем процедурам, способствующим увеличению способности сочленять знания, которые в Интернете представляют собой необъятный массив фрагментарных, сырых, в немалой степени противоречащих друг другу фактов и бесчисленных гипотез.

Характеризуя ситуацию в современном обществе, Зигмунд Бауман пишет, что «любая позиция, отталкиваясь от которой можно было предпринять логичные действия при выборе жизненных стратегий: работы, профессии, партнеров, моделей поведения и этикета, представлений о здоровье и болезнях, достойных ценностей и испытанных путей их обретения – все такие позиции, позволявшие некогда стабильно ориентироваться [в мире], кажутся теперь неустойчивыми». Эта неустойчивость современного общества требует от высококвалифицированного специалиста, которым должен стать выпускник вуза, быстроты реакции и высокой степени ответственности за принимаемые им решения, поэтому актуальнейшей задачей для преподавателей в самых различных областях знания, является разработка методов обучения не только навыкам использования ресурсов глобальных компьютерных сетей, но и способностей студентов к критическому осмыслению полученной информации, нахождению нетрадиционных способов решения сложных научных и социальных задач, развитию навыков «творческого воображения». Сам Интернет в данной ситуации может стать незаменимым помощником не только как источник знаний, но и как объект глубокого и всестороннего исследования. Его структура, механизмы работы, возможности и недостатки должны всесторонне изучаться в процессе его использования. Развивая навыки поиска нужной информации, необходимо развивать и способности произвести ее всестороннюю оценку, выявить условия, ограничивающие ее использование, связать с уже имеющимися знаниями, определить как ее позитивные, так и негативные аспекты. К последним, прежде всего, нужно отнести недостоверность, неполноту, несвоевременность, невозможность ее использования в поставленной задаче.

Самым важным последствием включения глобальных компьютерных сетей в образовательный процесс является их влияние на преподавание необходимых знаний и навыков, обусловившее необходимость в более гибких структурах и методах работы преподавателей. Следует отметить, что немаловажную роль в данной ситуации должны иметь способности самого преподавателя к критическому осмыслению реальности, его профессиональная и общеобразовательная компетенция, умения и навыки работы в области ИТ. Все это требует как от студентов, так и от преподавателей постоянного стремления к самообразованию, нахождению и исследованию новых источников знания, незаменимым помощником в которых является сегодня Интернет.