1.3.1 Исследование аудитории Интернета в ВГУ им. П.М. Машерова

Time to read
less than
1 minute
Read so far

1.3.1 Исследование аудитории Интернета в ВГУ им. П.М. Машерова

февраля 15, 2010 - 00:00
0 comments

Около 60% активных потребителей услуг Сети в ВГУ им. П.М. Машерова составили женщины. Такое распределение соответствует параметрам выборочной совокупности, что говорит об отсутствии «перегибов» в доступе к Интернету по гендерному признаку в ту или иную сторону. Молодёжная аудитория в более «концентрированном» виде отражает тенденцию активного освоения женщинами «виртуального пространства», что казалось социологам невозможным еще несколько лет назад. Тем не менее, множество результатов мониторинговых исследований показывает, что молодые женщины и дети являются теми социальными группами, в которых частота потребления услуг Интернета растёт наиболее быстрыми темпами (Приложение 1).

Существенный дисбаланс в статистике работы Сети обнаруживается по двум другим параметрам. Во-первых, среди студентов первого и второго курсов процент активных пользователей существенно выше – по 40%. Точно так же, как 50% старшекурсников не пользуется услугами Интернета вообще. Пятикурсники занимают лидирующее положение в группе «пассивных пользователей». Соответственно, можно делать вывод о прямой зависимости активности использования студентами Сети от этапа обучения в вузе. В то же время к старшим курсам повышаются шансы учащегося выйти из группы Интернет-пользователей, вероятно, без усвоения необходимых практик и получения адекватной мотивации.

Еще более жестко дифференцированы по уровню активности факультеты ВГУ им. П.М. Машерова. 20% верхних активных пользователей» составляют студенты математического факультета. Основную часть «нижних активных» образуют 19% студентов филологического факультета. Наконец, биологический, факультет социальной педагогики и психологии лидируют в группе «верхних пассивных», составляя 13% от её численности. Среди тех, кто не пользуется Интернетом, меньше всего студентов исторического, педагогического, физического факультета.

Итак, такой параметр, как специальность, полученная на определенном факультете, позволяет четко дифференцировать студентов по уровню активного потребления услуг Интернета. Самые активные пользователи Сети – студенты технических и естественных факультетов. Студенты социальных факультетов – экономисты, юристы, социологи, - лидируют по такому показателю как «охват»: среди них меньше всего тех, кто вообще не интересуется Интернетом. Однако эта группа предпочитает более умеренный режим потребления. Наконец, гуманитарные факультеты – филологический, факультет белорусской филологии и культуры - характеризуется самым жестким разделением активных и пассивных пользователей с минимальной представленностью промежуточных вариантов.

Описанная дифференциация вполне объяснима. Во-первых, - студенты технических специальностей чаще всего располагают большим количеством часов компьютерной практики в расписаниях, расширенными возможностями доступа к технике факультетов, кафедр, научных подразделений вуза. Во-вторых, - объем информации, которую можно найти в Сети технический специалист, это и большой выбор тематических сайтов, и огромные массивы документации, и непосредственно файлы программ, модулей, библиотек и т.п. Игнорирование этого статистически подтвержденного знаниевого разделения зачастую может приводить к нежелательным результатам, когда, например, студенты-математики откровенно игнорируют преподавателей-консерваторов, не учитывающих неформальные нормы, а студенты социальных специальностей, не найдя в Сети доступной качественной информации, обращаются к «скачиванию рефератов» или вообще покидают виртуальное пространство.

Этот ход рассуждения подтверждают и данные о предпочтении студентами выхода в Интернет. Более 74% респондентов, в частности, отметили, что предпочитают выходить в Сеть с домашнего компьютера. Этот показатель уступает популярности университетских Интернет-классов. Но тенденция расширения индивидуальных, приватных возможностей для организации работы в сети представляется очевидной.

Дифференциация по предметной области оказывается важной при выборе конкретных видов Интернет-услуг. В целом, наиболее популярной услугой Сети среди студентов регулярно используют электронную почту. Более сложные виды услуг, такие как Интернет-пейджинг, использование протокола ftp и участие в видеоконференциях привлекают внимание не более 10% опрошенных.

На основе анализа таблиц и графиков на практическом сайте данной диссертации WWW.LA.BY – Learning Active («активное обучение») можно построить социально-демографические портреты потребителей основных Интернет-сервисов. Как, уже говорилось выше, «всемирная паутина» - это наиболее актуальная услуга, к ней обращаются практически все студенты университета, имеющие доступ к сети. Электронную переписку значительно чаще, нежели мужчины, ведут женщины, причем наиболее активны студентки гуманитарных факультетов. На их долю приходится порядка 40% всех пользователей этой услуги. Протоколом ftp и видеоконференциями не пользуется практически никто, кроме студентов естественно-технической группы, как правило, мужчин. Интернет-пейджеры активнее других применяют студенты социальной группы, в равной степени мужчины и женщины, на них приходится 70% пользователей ICQ и подобных пейджинговых служб, 30% составляют «естественники».

Таким образом, анализ первых вопросов анкеты показал, что доступ в Интернет и содержательное использование времени, проводимого в Сети, могут иметь разные детерминанты. При определении значения Интернет-ресурсов в учебной и научной деятельности студентов важно не только правильно интерпретировать полученные линейные распределения, но и обратить внимание на взаимосвязи переменных, с тем, чтобы выделить основные группы потребностей студентов в услугах Интернета, построить социально-демографические портреты их реальных и потенциальных потребителей, а также объяснить причины выбора респондентами той или иной модели использования Сети в учебе и исследовании.

Основные Интернет-ресурсы, потенциально применимые в учебе и написании курсовых работ, на практике востребованы студентами следующим образом (таблица 1.2).

Таблица 1.2
Использование Интернет-ресурсов в учебной деятельности

 
Итого, %
Поиск информации по учебным дисциплинам
23
Скачивание аудио, видео, программ
20
Переписка по электронной почте
21
Участие в форумах, конференциях, чатах
14
Подписка на рассылку новостей
4
Посещение определенных веб-сайтов
18

 Вероятно, что достаточно низкий рейтинг популярности – ни одна позиций не превысили показателя 50% по частоте – даже простейших форм работы с информацией в первую очередь может быть объяснен действием как объективных, так и субъективных факторов. В числе наиболее важных объективных причин низкой востребованности учебных ресурсов Интернета можно отметить недостаточность необходимой информации лекционных курсов, учебников, пособий, методических материалов. При наличии доступа к услугам связи, студент далеко не всегда может найти необходимый текстовый материал, тем более что каталоги тематических Интернет-ссылок, как правило, публикуются только в Сети и не сопровождают печатные версии учебников. Вместе с тем, субъективные предпочтения в выборе печатного или электронного источника для подготовки к занятиям, навыки работы с компьютером, а также наличие целевой ориентации на «замену» печатного учебника электронным также могут играть важную роль в действительных практиках студентов.

Не вызывает удивления и низкая востребованность в учебе таких услуг, как подписка на новости и участие в форумах, которые по определению могут быть интересны только узким группам студентов. Скачивание компьютерных программ часто требуется студентам математических специальностей, в то время как участие в тематических форумах, зачастую с возможностью последующей печатной публикации, представляет большой интерес для представителей гуманитарных факультетов. Это предположение также подтверждается и результатами соответствующих парных распределений.

Данные опроса показывают, что в учебной деятельности возможности Сети используются значительно шире и интенсивнее, чем в подготовке курсовых работ. Единственным распространенным вариантом Интернет-обеспечения научной деятельности можно назвать поиск информации на веб-сайтах.

Научно-исследовательская деятельность студента, по определению, менее ограничена в выборе средств и способов организации собственной работы, чем учебная. Поэтому, при необходимости в короткие сроки найти необходимые материалы в учебных целях студенты чаще обращаются к возможностям Сети, в частности, пересылке файлов по электронной почте. В то время как аналогичные потребности во взаимодействии, например, с научным руководителем все ёще реализуются традиционным способом.

Таким образом, можно выделить два основных ограничения образовательной Интернет-активности студентов – сложность использования той или иной услуги Интернета, а также включенность во взаимодействия большого числа участников. Пока процедура поиска информации является относительно простой и требует только индивидуальных знаний учащегося – частота ее использования, по меньшей мере фиксируется, на среднем уровне. Как только получение образовательного результата требует более сложных форм участия, или взаимодействия с партнёрами или преподавателями – снижается и интерес к работе во «всемирной паутине».

Ограниченность студенческой аудитории в целевом использовании Интернета определяет фрагментарный, хаотический характер обращения к дополнительным возможностям этого средства коммуникации. Около 40% опрошенных отмечают, что используют ссылки на Интернет-источники в курсовых работах и рефератах. С учетом новизны этой практики, неопределенности ее статуса в научном сообществе, а также неоднозначного отношения к ней преподавателей, величину этого показателя можно признать высокой.

Ограниченные возможности доступа в Сеть, вероятно, влияют и на частоту «скачиваний» рефератов. Высокий процент ответов по значению шкалы «время от времени» говорит о том, что студенты прекрасно осведомлены о такой практике, но рассматривают ее не как обязательный способ облегчить себе учебный процесс, но как одну из возможных альтернатив самостоятельной работе с реферативным текстом, которая может быть применена в случае необходимости.

В качестве основного объяснительного механизма выбора такого рода практик можно выделить сформировавшийся у студентов стереотип «библиотечной работы», который, по сути, на протяжении всего времени существования отечественной образовательной системы являлся единственным образцом самостоятельной учебной активности. Сталкиваясь с новой, неосвоенной практикой работы в Интернет-среде пользователь закономерным образом пытается применить уже хорошо знакомые и отработанные навыки поиска печатных текстов. Ситуация часто осложняется отсутствием в визуальном информационном пространстве готовых к сотрудничеству консультантов и партнёров, или, по меньшей мере, неумением самого пользователя находить таких людей, в то время, как в библиотечных условиях взаимодействие с персоналом библиотеки может стать важным фактором освоения необходимых навыков работы.

Противоречие между студенческим восприятием любой информационной среды как потенциальной «библиотеки» и существующей принципиально новой, массово неосвоенной, структуры Интернет-услуг имеет еще один значимый аспект. Стремясь получить, в первую очередь, готовую учебную информацию в предельно простой форме, представители студенческой аудитории, как показывают данные опроса, не упускают возможности, при отсутствии качественных текстов, обратится к альтернативным информационным источникам – рефератам, нередактируемым статьям, изготовлению квалификационных работ разного уровня на заказ. Соответственно, можно говорить о том, что роль информационной функции Сети в сознании студента достаточно сильно завышена. Это приводит к тому, что пользователи не замечают альтернативных возможностей получения качественной информации из Сети, например, переписки с преподавателями или коллегами, или получения отсканированных материалов на заказ. Тенденция «библиотечности» практик работы с Интернетом проявляется и в оценках респондентами качественных характеристик сетевых образовательных ресурсов.

В выборе наиболее важных материалов – конспектов и учебников респонденты предпочитают доверять традиционным печатным носителям. Если же возникает необходимость применения Интернет-ресурсов, студенты стараются использовать их «в паре» с библиотечным источником. Напротив, при поиске специальной литературы, публикаций научной периодики, рефератов и курсовых работ, возможности Сети весьма востребованы.

Итак, несмотря на то, что посещение сайтов является основным видом работы для студентов ВГУ им. П.М. Машерова, в том числе и в учебе, более грамотные и квалифицированные студенты чаще «коллег» бывают ориентированы на эту практику. Вместе с тем предпочтение отдается лишь материалам определенного типа, и зачастую – лишь при гарантии наличии копии публикации в библиотеке, на печатном носителе.

Таким образом, анализ результатов опроса позволяет не только предполагать доминирование информационной функции Интернета над коммуникативной и масс-медийной на уровне статистики потребления конкретных Интернет-услуг, но и рассматривать этот факт как существующую характеристику информационной культуры современного студента университета. Текст в любой форме оказывается наиболее значимым продуктом работы в любой информационной среде, в то время как возможности коммуникации, обмена знаниями уделяется гораздо меньшее внимание.

Однако даже, несмотря на такого рода ограниченность практик «потребления информации», более широкие возможности «информационного обмена» студентами фактически игнорируется. Так, лишь около 20% студентов используют электронную почту для общения со студентами своего и других вузов, и лишь 3% опрошенных общаются по электронной почте с вузовскими преподавателями.

С учетом того, что респондентами было предложено вспомнить все случаи общения, не обязательно связанные с учёбой, приведённые цифры можно интерпретировать как совершенно незначительные. Можно предположить, что такая «ограниченность» студентов накладывает вполне определённый отпечаток на перспективы их более активной интеграции в «виртуальные сообщества», оставляя доступными лишь простейшие методы поиска веб-страниц. Соответственно, важнейшим практическим следствием этого противоречия оказывается еще принципиальное отсутствие в «библиотечном» восприятии Сети самих позиций «напарника» или «консультанта», независимо от того, традиционными или инновационными методами осуществляется коммуникация. В этом контексте особо важно выделить, с какими ресурсами, услугами Интернета, с решением каких проблем может быть связано расширение студенческих «виртуальных практик».

Огромное значение респонденты придают роли Сети в профессиональной деятельности. 61% планирует применять Интернет в своей будущей работе, еще 20% - уже используют. Всего 4% студентов не видят места компьютеру, подключенному к «всемирной паутине» на своем рабочем месте. Среди тех, кто уже нашел применение информационным технологиям и профессии, преобладают мужчины, студенты естественных и технических факультетов. Наименее амбициозные планы у студентов социальной группы ВГУ (ФСПиП, ПФ), которые либо твердо уверены в том, что Интернет им мало чем поможет, либо, что еще более распространено, настроены критически к основной массе содержания Интернет-сетей.

Как показывает статистика, студенты, ориентированные на профессиональное использование Интернета более интегрированы и в учебные практики работы с Сетью, и в ее дополнительные возможности, такие как поиск информации о событиях научного сообщества и электронные покупки. Так 68% тех, кто уже использует Интернет в работе, активно собирает с помощью всемирной паутины сведения о конференциях и грантовых конкурсах. Как уже отмечалось выше, в общей аудитории доля таких студентов составляет лишь 18%.

Таким образом, выявленное в теории противоречие между повышенными требованиями регионального рынка труда к уровню подготовки выпускников вуза и содержанием Интернет-практик, в которых они совершенствует свои навыки поиска информации, общения, веб-публикации находит подтверждение и в результатах эмпирического опроса. Действительно, профессионально активные студенты старших курсов более активно и содержательно используют Интернет в учебе. Однако вопрос о том, является ли получаемая через Сеть информация адекватной принципам университетского образования, или она в большей степени ориентирована на разрешение конкретных профессиональных задач, остается открытым.

Сама по себе необходимость профессионального использования ресурсов Интернета не вызывает сомнений. Это связано как с требованиями рынка труда к конкретным специальностям, предполагающим наличие соответствующих навыков и умений, так и конкурентным характером этого процесса, в результате чего использование Интернет-технологий может помочь индивиду или группе в ускоренном или более качественном разрешении профессиональных задач. Однако, для образовательного процесса университета эта ситуация характерна тем, что значительная часть студентов начинает трудовую деятельность задолго до получения диплома, что приводит к соответствующим изменениям в практиках работы с Интернетом: от уменьшения времени, выделяемого на учебу, сдачи на проверку готовых работ из Сети до заочного поступления в другой вуз, что также способствует уменьшению временных затрат на основном месте учебы.

Наличие данных о работающих студентах, эффективно использующих дополнительные образовательные возможности (52% от исследованной нами аудитории), позволяет предположить о существовании образовательных мотиваций разного уровня. В некоторых ситуациях трудоустройство студента расценивается им как получение дополнительных возможностей собственного образования, в других случаях – получение постоянной или временной работы служит основанием снижения учебной активности, для чего активно используются многообразные ресурсы «всемирной паутины». Соответственно, можно предположить, что важным фактором использования профессиональных Интернет-ресурсов в повышении эффективности индивидуального образовательного поведения является формирование студенческой мотивации на непрерывность получения знаний, а также наличие соответствующих норм, образцов деятельности, обеспечивающих массовое воспроизводство именно этого типа мотивации.

Необходимость управленческих действий по формированию такого рода образцов наглядно иллюстрируется информацией о потребностях студентов в расширении набора потребляемых услуг Интернета. 73% опрошенных хотели бы получать из Сети больше учебной и научной информации, чем сейчас, и лишь 4% в принципе не нуждаются в услугах Интернета для учёбы. 20% респондентов готовы при необходимости расширения своих возможностей доступа оплачивать услуги коммерческих провайдеров, 13% процентов предпочтут платные университетские сайты, 5% отправятся в интернет-кафе, и ещё 10% просто не представляют себе ситуацию, в которой они стали бы дополнительно оплачивать свою работу в Интернете. Среди «верхних активных» пользователей к коммерческим провайдерам предпочло бы обратиться уже 45% студентов, среди тех, кто уже используют Сеть в работе – 35%.

Важно подчеркнуть, что выявленное по результатам эмпирического исследования противоречие между потребностью студентов в получении большого объема качественной электронной информации и невозможностью полностью реализовать эту потребность в рамках существующей в университете информационной культуре также подтверждает теоретический тезис о необходимости рассмотрения Интернет-практики в единстве их содержательных, управленческих и культурных компонентов. Сложившаяся практическая ситуация вряд ли будет изменяться без изменения культурного кода. Интернета как «учебной библиотеки», однако это изменение становится возможным только в контексте определенной управленческой логики.

В то же время, спрос учащихся на расширение возможностей доступа в Интернет содержательно весьма дифференцирован и требует детального анализа. Точно также, различными могут быть и механизмы оплаты. Представляется важным обратить внимание на то, какие Интернет-ресурсы университета студенты хотели бы развивать в первую очередь.

По результатам опроса, 67% респондентов считают необходимым развивать электронные библиотеки, 48% - испытывают потребность в развитии каталогов образовательных сайтов, 27% - в университетских Интернет-СМИ. Дополнительные возможности для общения, обмена файлами и издательской деятельности в Сети оказались менее востребованными и набрали от 10% до 20% голосов респондентов.

Нельзя не отметить, что первые места в рейтинге ресурсов, которые могут быть реализованы как за счет Интернет-, так и Интранет-технологий. То есть, при успешной организации внутренней локальной сети, администрации факультетов и институтов могут экономить общее время работы в Сети, предоставляя студентам адекватную функциональность внутренних ресурсов. Более всего электронные каталоги и библиотеки востребованы студентами социальных групп, до 45% этих учащихся хотело бы видеть эти ресурсы в числе приоритетных для развития. Естественники более всего нуждаются в файловых архивах, гуманитарии – в ресурсах для веб-паблишинга, университетских Интернет-СМИ Интернет-версии студенческой газеты ВГУ «Мы i час», и также в большей части 11 факультетских сайтов ВГУ им. П.М. Машерова.

Вместе с тем, общая направленность запросов студентов также позволяет говорить о том, что наиболее востребованными остаются информационные, а не коммуникативные ресурсы. Потребность в представлении в Сети университетских СМИ, скорее всего, связана с удобством этой формы получения информации, а не готовностью интерактивно участвовать в их содержательном наполнении.

В целом, анализ статических результатов массового опроса позволил выявить три основных внешних процесса, определяющих роль Интернет-технологий в развитии регионального университета. Во многом эти позиции пересекаются с выдвинутыми теоретическими предположениями.

Во-первых, для ВГУ им. П.М. Машерова, как для регионального университета характерен высокий уровень охвата услугами Интернета студенческой аудитории, превышающий общий уровень, характерный для городского населения. Вместе с тем, наибольшее количество пользователей сосредоточено именно в университетских компьютерных аудиториях, чем, в частности, обусловлено отличие такого рода ситуации от обстановки в столичных вузах, где ресурсная оснащенность пользователей, например, по возможностям работать в Сети с домашнего компьютера, существенно выше. Соответственно, можно говорить о том, что в университетских условиях в процесс освоения Интернет-практик вовлекается подавляющее большинство всех участников процесса, при том, что характер подготовки, мотивации, а также целей часто оказывается различным.

С этим связан второй важнейший аспект освоения образовательных Интернет-практик, связанный с доминированием в университете «библиотечной» информационной культуры, в рамках которой студент, в первую очередь, ориентирован на учебный текст и его воспроизводство, как на конечный продукт собственной самостоятельной учебной деятельности. Противоречием между требованиями студентов к интернету как разновидности «библиотеки» и принципиально другой природой этой информационной среды обусловлен не только рядом конкретных проблем, таких, например, как представление на проверку чужих реферативных и исследовательских работ. Это противоречие, на уровне теоретической интерпретации, зафиксированное как приоритет информационной функции Сети над коммуникативной и масс-медийной, можно охарактеризовать как основное ограничение для расширения возможностей использования образовательных Интернет-ресурсов в студенческой аудитории.

Наконец, третьим определяющим развитие университетских Интернет-практик процессом, является активная «профессионализация» получаемых навыков работы в Сети. Соответственно, все большее число студентов оказывается способным работать с новой виртуальной информационной средой только как с инструментом решения конкретных задач, возникающих в порядке прохождения производственной практики, или одновременно с учебой освоения профессионального поля деятельности. В такого рода конфликте общеобразовательной и конктретно-профессиональной ориентаций освоения Интернет-технологий также проявляется выявленное в теории противоречие между принципиальной открытостью информационной среды Интернета и стремлением ряда социальных агентов изменять, контролировать или полностью брать на себя реализацию отдельных социальных функций университета.

Наиболее важным фактором дифференциации студентов по уровню доступа и потребления услуг является принадлежность к одному из типов факультетов. Гендерное неравенство в ряде случаев имеет место, но в целом, «студенческий» Интернет в такой же степени «мужской», как и «женский». Возраст и курс не оказывают большого влияния на активность учащихся в виртуальном пространстве. Это компенсируется фактором профессиональной деятельности: студенты, уже применяющие Интернет в работе, готовы более интенсивно использовать дополнительные образовательные возможности Сети. Интернет как форма досуга пока не распространен, и его освоение, как бы «завершающее» интериоризацию норм культуры визуального общения, может быть связано с разрешением финансовых норм культуры визуального общения, может быть связано с разрешением финансовых проблем пользователей.

Таким образом, в Витебском государственном университете существует перспектива образования достаточной представительской студенческой аудитории, интересы и ресурсы которой можно эффективно использовать в развитии вуза как регионального центра информационных технологий. Но уже данные массового опроса показывают необходимость избирательного подхода к внедрению Интернет-технологий в образовательный процесс с ориентаций на актуальные потребности целевых групп; учетом потенциальных проблем, как материальных, так и организационных, управленческих; прогнозом социальных эффектов управленческих воздействий.

На основе анализа ресурсов Интернета в реализации социальных функций университета можно выделить три основных направления для рекомендации приоритетов развития образовательных Интернет-технологий в Витебском государственном университете им. П.М. Машерова. Это оптимизация использования имеющихся сетевых ресурсов в учебной и научно-исследовательской деятельности, интеграция Интернета в управленческие процессы, формирование стратегических менеджерских решений, а также повышение социокультурного статуса Сети в среде студентов и преподавателей, освоение ими новых задач соответствует трем социальным последствиям развития Сети, названным в разработанной социологической интерпретации теории информационного общества. В составе рекомендательных тезисов по каждому из направлений также целесообразно уточнить значение предлагаемых организационных мероприятий для реализации социальных функций университета, а также особенностей их внедрении в образовательные практики вузов.

Высокие показатели ВГУ им. П.М. Машерова по статистике доступа к услугам Сети позволяют рассчитывать на широкий спектр возможностей в применении Интернет-технологий в образовательном процессе. Более того, поскольку высшее образование традиционно является фактором, положительно влияющим на активность индивида в виртуальном пространстве, этот тезис, скорее всего, будет актуален для большинства вузов, представляющим своим студентам хотя бы минимальные возможности работы в Сети.

При проектировании новых педагогических методик следует, однако, обратить внимание на принципиально разные модели поиска учащимися электронной информации, определяемые типом факультета и специальности, на которых обучается индивид. По результатам проведенного исследования, можно выделить две основных модели такого рода. Модель «Естествознание» предполагает максимальную активность потребления услуг Интернета, большой объем просматриваемой информации, высокий уровень специальных знаний, а также бесплатный или частично оплачиваемый тип доступа. «Социальная» модель, напротив, основана на избирательном просмотре ресурсов, повышенных требованиях к качеству сетевых материалов, относительно низкой частоте выхода в виртуальное пространство и, как правило, полной оплате большей части таких сеансов. Студенты гуманитарных факультетов обычно могут выбирать и первый, и второй тип активности, в зависимости от индивидуальных потребностей и ресурсов.

Отчасти противоречия в стандартах работы в Сети представителей различных специальностей могут быть разрешены путем развития таких Интернет-ресурсов, как электронные библиотеки и каталоги сайтов, которые могут быть разработаны, в частности, и на основе Интранет-технологий. В формировании этих новых источников информации подбором литературы, консультациями могли бы принять активное участие и преподаватели.

При использовании Интранетом экономия средств может быть достигнута и за счет сокращения объемов трафика Интернет-соединений, в то время как учащиеся смогут получать необходимую информацию, пользуясь локальной сетью, либо посещать уже отобранные грамотным администратором сайты, лидирующие в своей области по качеству контента. Подчеркнем, что такого рода деятельность особо актуальна для социальных факультетов, студенты которых чаще других заявили о своей заинтересованности в ходе опроса. Естественно, что в ряде случаев для формирования текстовых массивов могут быть использованы и собственные наработки студентов. Нередки случаи, когда учащиеся самостоятельно сканируют целые учебники, специальную литературу, а после проведения экзаменов эти материалы «забываются», не доходя даже до «коллег» со следующего курса.

Значительная часть студентов активно пользуется возможностью ставить Интернет-ссылки в курсовых работах, рефератах. Соответственно, эта возможность также должна быть учтена как при принятии решений о разработке собственных Интернет-ресурсов, так и в педагогической деятельности преподавателей. В современных условиях выглядит анахронизмом ситуация, когда ссылка на качественную публикацию, размещенную на электронном носителе, отклоняется только по причине отсутствия указания на печатный аналог. Но нельзя забывать о многочисленных сайтах «одновневках», информация которых вряд ли может занять достойное место в студенческих работах, чаще всего ее используют для имитации хорошего знания источников. Так или иначе, даже на начальном уровне исследовательской деятельности, доступном студентам, важна своевременная стандартизация норм работы с электронным текстом, в отношении защиты авторских прав, способов цитирования, предпочтительных вариантов их публикации, характеру контроля со стороны научного сообщества.

Эффективное развитие информационной базы вуза невозможно без учета управленческих аспектов, которые, в первую очередь, выражены в формировании новых видов услуг, а также – в изменении организационной структуры учреждения.

Первая особенность, с учётом сложившихся обстоятельств, в которых просматриваются перспективы выхода вуза на рынок виртуальных образовательных услуг, может быть связана с определением моделей оплаты услуг связи. Традиционно проблемы материально-технического оснащения вузов занимают важное место в анализе процессов информатизации высшего образования. Даже если университету, или отдельным факультетам удается оснастить компьютерной техникой достаточное количество классов открытого доступа, качество каналов связи, как правило, оставляют желать лучшего. Это подтверждают и ответы опрошенных студентов, поставивших проблемы скорости доступа на первое место. Более того, даже платное потребление услуг коммерческих провайдеров не гарантирует существенного улучшения ситуации.

Одним из вариантов выхода из такой ситуации является открытие в университете платных классов доступа в Интернет, по аналогии с коммерческими Интернет-кафе и клубами. Студенты готовы воспользоваться этой услугой с большей вероятностью, нежели подключиться к коммерческому провайдеру. На сегодняшний день важно учитывать и относительно низкую долю семей, в которых есть персональные компьютеры, что еще больше сужает перспективы полностью коммерческих видов доступа.

Однако возможности платных Интернет-классов также не безграничны. Большинство студентов предпочитает делать выбор в пользу оплаты услуг доступа к Сети для работы или для досуга. Учеба находится в этом списке не на первом месте. Соответственно, пока можно предложить этот вариант в качестве экспериментального дополнения стандартных способов вузовских аудиторий.

Перспективным направлением представляется поддержка студенческих практик использования Интернета в профессиональной деятельности студентов. Учащиеся более активно используют дополнительные образовательные возможности Сети. Активное использование Интернет-ресурсов в учебе и исследовательской деятельности, создание стимулирующих учебных ситуаций для расширения их профессиональных возможностей может создать положительные примеры внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

Важное направление поддержки работающих студентов, также соответствующее реализации управленческой функции Интернета, это – формирование новых организационных структур, ответственных за развитие информационных технологий. Создание собственных команд программистов, Интернет-лабораторий создает возможности расширенной практики для молодых специалистов, а при компетентном менеджменте приносит вузу финансовую прибыль и статус регионального лидера в сфере информатизации.

Приоритетом развития Интернет-технологий в региональном университете можно назвать усиление социокультурного статуса Сети, приобщении студентов к нормам электронной коммуникации. Именно коммуникация превращает человека из пассивного потребителя услуг связи в активного пользователя нового информационного пространства. Коммуникация связывает воедино все другие виртуальные практики, позволяет обмениваться опытом и получать признание достигнутых индивидуальных результатов от широкого научного сообщества, является основой функционирования полноценных «учебных сетей».

На сегодняшний день коммуникативная функция Интернета реализуется студентами минимально. Форумы, видеоконференции, группы новостей, социальные медиа, столь распространенные в зарубежном университетском сообществе, практически не востребованы.

Во многом разрешению этой задачи могут способствовать коммуникации масс-медийного типа, то есть создание и поддержка в Интернете университетских веб-сайтов, Интернет-СМИ. Эта деятельность интересна студентам, часть аудитории готова оказывать ей всестороннюю поддержку.

Таким образом, информация полученная в ходе проведения Интернет-исследования практик использования ресурсов Сети в Витебском государственном университете им. П.М. Машерова оказывается значимой в двух основных аспектах:

1) теоретическая основа использования Интернет-технологий в практике преподавания в ВГУ им. П.М. Машерова
2) методические разработки, положения которой могут быть использованы в более широких межвузовских, межрегиональных и федеральных исследованиях процессов информатизации университетского образовательного пространства.

В результате, была получена информация о высокой востребованности Интернета как инструмента поддержки образовательной деятельности студентов Витебского государственного университета им. П.М. Машерова. Научное подтверждение активности использования ресурсов Сети в работе университета позволяет рассматривать региональный университет как социальную среду в которой возможна и необходима разработка и реализации целевой политики в области информатизации университетского образования. Полученные данные позволяют выявить необходимость оптимизации технологий работы в Сети, мотивации на активное использование ее ресурсов, планов по созданию учебных Интернет-ресурсов, электронных библиотек и коммуникативных сетей. Качественным улучшением в преподавании станет более активное использование субъектов университетского образования информационной, коммуникативной и масс-медийной функции Интернета.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.