1 minute
1.3 Особенности исследования ориентаций и установок субъектов университетского образования на использование Интернет-технологий в современных условиях
Одной из важнейших проблем разработки стратегии развития образовательных Интернет-технологий в региональном университетском образовании можно назвать недостаток социологической информации о структуре и содержании работы в Интернете основных субъектов образовательного процесса. Из официальной статистики в данном случае могут быть взяты лишь данные о загруженности аудиторий публичного доступа в Сеть, а также принадлежащих вузам каналам связи. Но и эта информация оказывается неполной, поскольку возможности выхода в Интернет с домашних и рабочих компьютеров в принципе не поддаются учёту. Соответственно, применение эмпирических методов социологического исследования является одной из важнейших технологий получения объективной информации в этой области образовательной и исследовательской деятельности.
Таким образом, представляется возможным выделить такие направления эмпирического исследования как получение информации об объеме университетских Интернет-практик, особенностях использования непосредственно учебных и исследовательских ресурсов «всемирной паутины», факторах, детерминирующих эти особенности для студентов и преподавателей, а также перспективах повышения эффективности использования Интернет-технологий для различных групп университетских пользователей Сети. Отсутствие разработанных методик эмпирического исследования практик работы с Интернетом в классических университетах послужило обоснованием выбора исследовательской стратегии практических ситуаций в качестве основной при реализации выделенных задач эмпирической части исследования. Объектом эмпирического исследования был Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. Являясь классическим региональным университетом, ВГУ им. П.М. Машерова является важным центром развития Интернет-технологий в Витебской области: при университете создан Центр информационных технологий (ЦИТ), ведется подготовка специалистов в сфере информационных технологий, вырабатываются основные направления внедрения информационных технологий в различные сферы деятельности университета. Таким образом, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова можно рассматривать в качестве конкретного «представителя» в осуществлении проекта эмпирического исследования практик работы студентов и преподавателей в сети Интернет.
В этом контексте репрезентативность и надежность полученного исследовательского результата может определяться эффективным сочетанием количественного и качественного подходов в организации прикладного социологического исследования. Этот принцип стал наиболее значение при выборе конкретных методов. В итоге эмпирическое исследование практик использования ресурсов Интернет в Витебском государственном университете имени П.М. Машерова было реализовано методами опроса на сайте LA.BY и всестороннего исследования возможностей Интернет-технологий в обучающих процессах. Основной задачей массового опроса стало описание статистических закономерностей использования Сети в студенческой аудитории, а задачей исследования ИТ – поиск мотивационной структуры и «логики» работы наиболее активных пользователей Интернета среди студентов и преподавателей, и, как следствие, - обнаружение важнейших противоречий, возникающих во взаимодействии этих социальных групп.
Несмотря на более чем десятилетнюю историю развития Интернета в Беларуси одной из приоритетных проблем исследования Интернет-аудитории продолжает оставаться изучение показателей её активности, то есть того, какова частота сеансов пользователей, и как они могут быть типологизированы в зависимости от этих показателей. Важно подчеркнуть, что непосредственно интерпретация понятия «активность использования услуг Интернета», в различных исследовательских практиках осуществляется принципиально различными способами. Так, в практике зарубежных исследователей очень часто встречается типология пользователей по типу сетевой активности. В.Тэйлор, Г. Зу, Дж. Деккерс и С. Маршалл в исследовании пользователей Интернета в зарубежных странах выделили три важнейший модели использования Сети – «развлечение», «обучение», «работа» и соответствующие им типы пользователей. Основанием такого рода выбора является крайне высокая активность исследуемой аудитории, что делает деление посетителей «мировой паутины» практически бессмысленным. Более интересен вариант, предложенный Ф. Говардом, Л. Рэйни и С. Джонсом в статистическом анализе общеамериканской аудитории Сети. В основу типологии пользователей этих авторов были положены два критерия – частота сеансов подключения, а также общий стаж работы в Интернете. На этой основе предлагалось выделить четыре типа посетителей – «сетяне» (netizens), «утилитаристы», «экспериментаторы» и «вновь прибывшие», которые отличались между собой, в первую очередь, стажем и лишь затем – и весьма относительно – частотой сеансов. Очевидно, что такие направления типологизации неприемлемы для построения необходимой шкалы, поскольку статически значимое расхождение в стаже актуально, прежде всего, для населения в целом, по всем возрастном диапазоне, а не для студенческой аудитории. [7]
По данным исследования компании Акавиты, в марте 2009 года в Беларуси насчитывалось 3,2 млн пользователей интернета. Это оценка компании "на основе данных статистики и тенденций прошлых лет". Согласно информации исследовательской компании Gemius, интернет-пользователей в Беларуси – 2,893 млн по состоянию на апрель 2009 года. Согласно данным Акавиты, в Байнете преобладают мужчины (52%), превалирующие возрастные группы – 25-34 года и 18-25 лет. Меньше всего пользователей в возрасте от 55 лет. Согласно информации Министерства связи и информатизации Беларуси, в стране насчитывается около 1 миллиона пользователей широкополосного интернет-доступа из более чем 3,1 миллиона пользователей интернета. [44]
Соответственно полученные показатели можно считать высокими, особенно с учетом «скрытых» пользователей, которые не потребляют услуги Сети в активном режиме, но тем не менее, имеют к ним доступ, которым при необходимости могут воспользоваться.