1 minute
2.1 Содержательно-процессуальные аспекты совместной деятельности педагога-преподавателя и студента
Интернет играет важную роль в развитии современной высшей школы. В связи с этим высшая школа, как и многие другие социальные институты, не должна игнорировать особенности глобального процесса информатизации. Постоянно растущий поток информации, получаемой студентами, не всегда регулируется родителями и преподавателями, при этом иногда обладает дезориентирующим эффектом. Необходимость решения возникших проблем, в первую очередь подготовки студенческого поколения к полноценной жизни в информационном обществе, обусловила появление специальных направлений в педагогической науке, призванных создать информационно-образовательную среду с целью интеграции Интернет-технологий в процесс обучения, обеспечивающую построение и развитие единого образовательного информационного пространства.
А.В. Федоров и А.А. Новикова отмечают, что включение информационных и коммуникационных средств в образовательные процессы целесообразно осуществлять на основе трех подходов: интегрированного (на материале имеющихся учебных предметов); факультативного (посредством создания сети факультативов, кружков); специального (путем введения новой дисциплины). Реализация специального подхода, на наш взгляд, невозможна вне связи с двумя другими. В свою очередь последние могут быть осуществлены органичным целеполаганием, нахождением точек соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков. [18, 23]
Для эффективного использования Интернет-технологий в высшей школе, актуальными являются знания о существующих медиапродуктах учебного назначения, умение создавать собственные материалы такого типа, находить точки пересечения студенческих информационных потоков, учитывать педагогические аспекты использования Интернет-технологий в учебно-воспитательном процессе. Среди последних выделены следующие:
- улучшение восприятия и запоминания материала через создание оптимальных функциональных состояний, повышающих способность мозга к усвоению информации;
- активизация новых возможностей для реализации дидактического принципа наглядности обучения (мультимедиа позволяют задействовать все органы чувств, технология гипертекста активизирует полученные ранее знания, способствует развитию логического мышления и т.д.);
- более строгий учет эргономических требований к учебным материалам (учащийся сам определяет наиболее эргономичные для него характеристики изучаемой информации);
- ориентированность на индивидуализацию обучения в рамках единого учебно-воспитательного процесса;
- использование богатых воспитательных возможностей: Интернет-технологии развивают внимание, гибкость мышления, умение планировать свою деятельность, стимулируют творческие способности;
- формирование у обучаемых научно-исследовательских мотивов.
Учет перечисленных аспектов позволяет оптимально использовать дидактический и воспитательный потенциал Интернет-технологий. Однако вопросы глобальных изменений личности под влиянием электронных медиа в полной мере еще не изучены. В работах Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунского, И.Г. Захаровой отмечается, что новообразования, которые возникают в процессе взаимодействия с медиа, переносятся в условия живого межличностного общения, и наоборот: особенности традиционной деятельности становятся присущи компьютеризированной. Данные взаимно-направленные воздействия формируют сложную структуру видов деятельности, которая требует дальнейшего тщательного изучения. Электронные медиа, действительно, позволяют сделать процесс обучения более интересным, наглядным, однако нецелесообразное использование этих технических средств может привести к некоторым нежелательным моментам. [37]
Задача педагога состоит в том, чтобы направить учащихся на самостоятельное получение знаний, грамотно, целесообразно, взвешенно организовать взаимодействие студентов с Интернет-технологиями, обеспечить реализацию воспитательного и дидактического потенциала применяемых педагогических средств.
Несмотря на наличие опыта общения с электронными медиа, Интернет-технологиями и стремления использовать эти технические средства в учебе, у студентов отсутствуют четкие знания о широких образовательных возможностях Интернет-технологий, конкретных способах их применения в учебных целях. Для решения этой проблемы важное значение имеет не только хорошая техническая оснащенность ВУЗов, но и готовность, желание преподавателей различных учебных дисциплин использовать Интернет-технологии и их дидактический потенциал в своей работе.
Современные информационные условия предъявляют новые требования к личности педагога, его профессиональным качествам, меняют его роль в образовательном процессе. Интернет-технологии благодаря своим специфическим характеристикам в определенном объеме могут моделировать деятельность преподавателя, однако полностью заменить его, отдав ему лишь роль наблюдателя-консультанта, они вряд ли смогут в обозримом будущем. Однако по мнению А.В. Федорова, Т.А. Шумилиной, педагог не может и не должен игнорировать влияние информационных и коммуникационных средств на образовательный процесс: потребность в гармонизации, корректировке, многочисленных информационных потоков, направленных на современных студентов, наличие образовательного потенциала медиа и необходимости его использования в педагогических целях. [12]
А.В. Осин считает, что преподаватель сегодня должен уметь не просто грамотно использовать имеющиеся медиапродукты учебного назначения, привлекать к своей работе те или иные информационные ресурсы, но и самостоятельно разрабатывать собственные учебные продукты, эффективно применять Интернет-технологии как на этапе подготовки к занятиям, так и непосредственно в процессе преподавания, а также с целью повышения собственной квалификации. Гибкость педагога, его ангажированность, творческая активность в использовании медиа является одним из определяющих условий успешного использования современных информационных и коммуникационных средств в рамках учебно-воспитательного процесса.
Изучение опыта отечественных и зарубежных исследователей позволило представить готовность педагога к использованию Интернет-технологий в своей работе как некоторую интегративную характеристику, складывающуюся из информационного, мотивационного, целевого и деятельностного компонентов.
В структуре готовности педагога к использованию электронных медиа в учебно-воспитательном процессе наибольшего внимания требует именно мотивационный компонент, акцент на который и должен быть сделан на этапе переподготовки учителей. Учет данного аспекта, наличие хорошей технической базы позволяют организовать на базе университета обучение студентов с активным использованием Интернет-технологий. Диапазон использования достаточно широк, при этом реализуются познавательные, нравственные, терапевтические функции Интернет, отмечаются их возможности для коммуникации и эстетического воспитания. Педагог выступает на таких занятиях как информатор, референт, координатор: его роль не только остается традиционно важной, но и приобретает ряд новых функций. Заинтересованность студентов, высокая мотивация и активность преподавателей, продуманное педагогическое руководство позволяют осуществлять адекватную современным информационным условиям подготовку педагогов, эффективно использовать Интернет-технологии в процессе профессионального обучения.
Теоретическая разработка вопроса использования Интернет-технологий в образовании и собственное диагностическое исследование легли в основу классификации Интернет-технологий в качестве следующих средств использования в учебно-воспитательном процессе:
1. Инструмент, с помощью которого традиционные задания обрабатываются в специальной форме (прежде всего, это охватывает область поиска информации).
2. Помощник в учении (работа с электронными Интернет-словарями, энциклопедиями, Интернет-порталами по определенным предметам).
3. Средство коммуникации (благодаря соединению компьютеров в локальную сеть или по всему миру, чаще всего в форме электронных писем (e-mails), либо видеоконференций (videoconferencing) дети и преподаватели могут общаться, преодолевая любые границы и расстояния).
4. Инструмент моделирования действительности (электронные медиа посредством конструирования искусственных миров открывают новую плоскость в исследованиях).
При решении основных задач экспериментальной работы университет призван вооружать учащихся не только определенным объемом учебной информации, но и формировать у них умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими, стремление углубляться в область изученного, имея стойкие познавательные мотивы, основным из которых является познавательный интерес.
Интернет-технологии занимают важное место в повседневной жизни студентов, прежде всего в области досуга. Однако учащиеся выражают также готовность к использованию современных технических средств на практических занятиях, при самостоятельной подготовке. Такая изначальная заинтересованность представляет мощный мотивационный компонент, дальнейшая реализация которого строится с учетом того, что основными источниками повышения познавательной активности являются содержание учебного материала, сам процесс обучения и личность учителя.
Использование Интернет-технологий в учебно-воспитательном процессе направлено по трем аспектам:
- повышение познавательной активности и самостоятельности, стремление участвовать в обсуждении различных тем, высказывание собственной точки зрения, выполнение дополнительные творческих заданий, желание применять полученные знания в различных ситуациях, поделиться приобретенным опытом работы с другими, участвовать в организации занятий;
- повышение успеваемости;
- работа над индивидуальными заданиями, с использованием Интернет-ресурсов.
Таким образом, средства использования электронных медиа и Интернет-технологий в учебно-воспитательном процессе с учетом их специфических характеристик и педагогических аспектов использования в образовании дают возможность создания курса для студентов ВУЗа, включающий занятия по различным дисциплинам с использованием электронных медиа и Интернет-технологий; практической реализации разработанного специального курса.