Введение

Time to read
less than
1 minute
Read so far

Введение

февраля 15, 2010 - 00:00
0 comments

За последнее десятилетие XX в. сеть Интернет стал неотъемлемым компонентом общественных отношений и индивидуальных коммуникативных практик в странах "первого мира". В Беларуси развитие Интернета сталкивается с серьезными препятствиями — устаревшими телекоммуникационными сетями, низким уровнем компьютеризации, низкими доходами населения. Тем не менее, включение крупных и средних городов во "всемирную паутину" состоялось, с каждым годом объем аудитории Интернета растет. Чем более привычными и повседневными будут становиться практики виртуального взаимодействия, тем актуальнее будут исследования Интернета как одного из ресурсов, определяющих динамику различных социальных переменных: от общества в целом до отдельных локальных сообществ и групп.

Развитие белорусского сектора «всемирной паутины» было тесно связано с использованием материально-технической и кадровой базы учреждений высшего профессионального образования, и, в первую очередь, – классических университетов. На основе этих вузов создавались телекоммуникационные сети, в них открывались крупные Интернет-центры, первые классы публичного доступа в Интернет. Все эти аргументы позволяют уверенно предполагать существование в классических белорусских университетах группы студентов и преподавателей, постоянно и активно работающих в виртуальном информационном пространстве. Очевидны и возможности, которые предлагает Интернет субъектам образовательного процесса. В то же время совершенно не изученными оказываются вопросы о полезности образовательных Интернет-практик в реализации социальных функций университета, а также о возможных альтернативах развития информационной инфраструктуры вуза, с учетом ограниченности материальных ресурсов и имеющихся сведений о применимости тех или иных ресурсов Интернета в учебной или исследовательской работе.

Расширение области применения новых информационных технологий в сфере образования напрямую зависит от постоянно возрастающих требований к качеству университетской подготовки. В условиях ограниченности ресурсной базы, низкого уровня доступности центральных белорусских и иностранных библиотечных фондов своевременное освоение ресурсов Интернета может рассматриваться как стратегическое направление развития регионального университета, несмотря на возможные риски, неизбежно возникающие при освоении инновационных практик.
В период с конца 90-х гг. в рамках республиканской программы «Информатизация системы образования» Интернет-технологии стали рассматриваться администрациями вузов как альтернатива устаревающим библиотечным фондам и возможность расширения сферы своего влияния посредством электронной издательской деятельности. Значительное количество технологий Интернет-образования — от публикации учебных программ до организации видеоконференций уже апробировано в некоторых региональных университетах.

Однако очевидно также и то, что огромный потенциал сети Интернет в повышении качества регионального университетского образования на сегодняшний день не может быть использован в полной мере в связи с целым рядом объективных и субъективных факторов. К числу наиболее значимых можно отнести ограниченность материальных и технических ресурсов университетов, а также неразработанность менеджерских стратегий оптимизации процессов использования Интернет-технологий в разрешении образовательных и исследовательских задач вузов. В результате, администраторы университетов, как правило, ставят исключительно задачи повышения доступности средств связи и рабочих мест, оснащенных компьютерами, а также публикации максимального количества веб-ресурсов. В то же время повышение доступности Интернет-технологий для студентов и преподавателей вызывает очевидные трудности, связанные с неразработанностью педагогических и управленческих методик координации и повышения эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Проблемам информатизации образования и использованию информационных технологий в системе непрерывного образования посвящены работы ученых Г.А.Бордовского, В.М.Глушкова, Г.А. Звенигородского, В.А. Извозчикова, Б.С. Гершунского, М.П. Лапчика, В.Г. Разумовского, И.А. Румянцева, И.В. Роберт и др.

Большой вклад в решение проблем создания компьютерных средств обучения и образовательных Интернет-ресурсов, в частности, внесли такие исследователи, как И.В. Роберт, А.И. Башмаков, А.Ю.Уваров, Е.С. Полат, А.А. Ахаян, М.Ю. Бухаркина, И.Б. Готская, С.Д. Каракозов, М. В. Моисеева, М.И. Нежурина, А.К. Скуратов, Б.Я. Советов, Т.С. Старова и др.

Проблематика современной информатизации в контексте глобализации отражена в работах О.В. Брагимова, В.Н. Дахина, В.Л. Иноземцева, А.С. Панарина, А.И. Уткина, Р.Г. Яновского и др. Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций информационного общества принадлежат японскому ученому И. Масуде. Основные принципы композиции грядущего общества, представлены в его книге «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1983 г.)

В последнем десятилетии на этом направлении активно работают российские ученые: М.С. Вершинин, Л.М. Землянова, Т.С, Иларионова, И.С. Мелехин, А.С. Панарин, С.П. Расторгуев, О.А. Степанов, Л.Н. Федотова и др.

Объектом данного исследования является образовательные Интернет-технологии, применяемые в высшей школе и перспективы их развития в будущем. Предметом исследования – основные факторы, способствующие и препятствующие эффективному использованию информационно-образовательных ресурсов Интернета в развитии регионального ВУЗа на примере УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова».

Цель - исследовать педагогические основы создания и реализации образовательных Интернет-технологий в вузе, посредством примера взаимодействия студента и преподавателя путем создания для этих целей собственного образовательного сайта.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих исследовательских задач:

выявить и раскрыть научно-теоретические основы, структуры, классификацию и виды Интернет-технологий в высшей школе;
выделить особенности ориентаций и установок субъектов университетского образования на использование Интернет-технологий в современных условиях;
исследовать аудиторию Интернет-пользователей в Витебском государственном университете им. П.М. Машерова;
выявить содержательно-процессуальные аспекты совместной педагогической деятельности преподавателя и студентов в создании и реализации Интернет-проектов;
выработать методические рекомендации к внедрению Интернет-ресурсов в практическую деятельность преподавателя.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

  • в создании собственного сайта данной научной работы, функционирующего на лучшей в мире системе управления сайтами (CMS) Drupal, обеспечивающей максимальный уровень сбора статистических данных возможных на сегодняшний день в Интернете. В настоящее время точно на такой же системе Drupal функционирует официальный сайт действующего президента Соединенных Штатов Америки Барака Обамы (http://www.whitehouse.gov);
  • на материалах собственного социологического Интернет-исследования определены факторы, обеспечивающие высокую активность использования образовательных Интернет-ресурсов студенческой аудиторией, а также необходимость использования Интернет-ресурсов в процессе профессиональной подготовки педагогов-преподавателей;
  • исследованы реальные возможности магистранта педагогической специальности в создании действующих и полезных образовательных Интернет-ресурсов путем научного эксперимента;
  • в условиях заочной формы обучения в магистратуре ВГУ, выявлена на практике возможность использования сайта научной работы для взаимодействия научного руководителя и магистранта, в процессе работы над научной диссертацией через Интернет;
  • исследованы влияния личности педагога на безопасность применения Интернет-технологий в образовательном процессе;
  • исследованы самые новейшие в мире Интернет-технологии на предмет перспективы применения в образовательном процессе (онлайн-видео 3G, социальные медиа, web 3.0, Unite – технологии обмена контентом и др.)

Научно-практическая значимость проведенного исследования определяется, прежде всего, актуальностью, способствующей расширению научной информации об образовательной роли Интернета. Основные выводы и методические рекомендации диссертации могут найти применение при планировании образовательной программы вузов, проектировании педагогических методик, а также для создания единой образовательной среды Республики Беларусь.

Апробация работы. Часть исследований диссертационной работы получила апробацию на республиканской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «III Машеровские чтения» (Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова, 24-25 марта 2009г.). Публикация Баранок А.В. в сборнике «III Машеровские чтения». Том «Педагогика», стр. 45. «Возможности использования Интернет-технологий в проведении научных конференций». Официальное участие в республиканской конференции «Деловой Интернет 2009», организованной в Национальной библиотеке Республики Беларусь, Национальным оператором электросвязи Республики Беларусь «Белтелеком» и унитарным предприятием «Надёжные программы», секция «Проблемы создания единой образовательной среды в РБ, проблемы создания и внедрения электронных средств обучения» и получения единственного ежегодного главного приза (членство в республиканской команде «Деловой Интернет»).

Действующий образовательный сайт данной научной работы WWW.LA.BY Learning Active с элементами дистанционного обучения CMS Joomla 1.5 содержит полную версию данной диссертации, а также множество научно-исследовательских Интернет-сервисов и материалов по данной тематике.