Одним из самых главных тенденций в новом 2013 году станет развитие искусственного интеллекта в сфере когнитивных компьютерных технологий. Современный компьютер имитирует человеческий интеллект с помощью достаточно линейных операций – собирает огромное количество информации и ищет статистические модели, позволяющие определить конкретные слова, образы, биологические вещества и химические соединения.
В России единственной компанией, активно занимающейся изучением технологий искусственного интеллекта, является Наносемантика. С 2005 года в стенах компании разрабатываются так называемые «Инфы» – виртуальные собеседники, управляемые искусственным интеллектом.
Что же собой представляет виртуальный собеседник «Инф»
Структура любого «Инфа» включает 3 компонента: Виджет, Веб-сервис и База знаний. Принцип работы состоит из 6 последовательных этапов.
Этап 1. Пользователь вводит реплику в Виджет
Пользователь вводит реплику – фразу на естественном языке – в виджет. Виджет при этом может располагаться как на сайте, так и в мобильном приложении или терминале. В отдельных случаях – скажем, при голосовом вводе – виджет может вообще отсутствовать.
Этап 2. Виджет передает реплику Веб-сервису
Виджет специальным образом упаковывает реплику пользователя, прикрепляет к ней служебные данные и отправляет Веб-сервису по особому протоколу, который защищен от потерь и утечек информации.
Этап 3. Веб-сервис обрабатывает реплику пользователя
Для того чтобы Инф правильно отвечал на вопросы, из реплики пользователя выделяется ее смысл. Определяются темы текущего разговора, выделяются содержательные части текста, введенного пользователем, и производится анализ содержания этих частей, определяется текущее состояние диалога (только начат, развивается, зашел в тупик, завершился, программа должна инициировать начало нового диалога, и т.п.), эмоциональная окраска текста (агрессия, ирония, дружелюбие и т.п.).
Этап 4. Веб-сервис составляет ответную реплику Инфа
По результатам смыслового анализа реплики собеседника Инф синтезирует наиболее подходящий ответ на основе шаблонов, заложенных в его Базу Знаний.
Этап 5. Веб-сервис передает ответную реплику Виджету
Веб-сервис специальным образом упаковывает реплику пользователя, прикрепляет к ней служебные данные и отправляет Виджету по особому протоколу, который защищен от потерь и утечек информации.
Этап 6. Виджет показывает ответ пользователю
Виджет демонстрирует ответ пользователю, применяет служебные данные (например, для выражения эмоции при произнесении конкретной фразы) и переходит в режим ожидания новых реплик.
Внешний виджет может быть построен на различных технологиях – как Adobe Flash, так и на HTML 5 или JavaScript. Используя обычные div-контейнеры веб-сайта виртуального «Инфа» можно разместить практически в любом регионе Интернет-проекта.
Однако наиболее интересной частью «Инфа» является его интеллектуальная серверная часть. Собственный веб-сервер позволяет определять синтактическую структуру сообщений, отделять из словосочетаний главное и второстепенное. Каждая реплика собирается в базе данных и всегда доступна для просмотра администратору «Инфа». Внутренний алгоритм позволяет разделять тематику общения с пользователем от общих тем (приветствие, прощание, знакомство, реакция на оскорбления) до узкоспециализированных (ипотечное кредитование, анекдоты, англо-русский словарь, политика).
Собственно База знаний Инфа содержит информационную часть (словарный запас и особенности поведения Инфа).
Кроме бизнес-направления, компания в 2009 году запустила проект «А-я-яй.ру» - бесплатный сервис, который позволяет создать персонального виртуального собеседника – Инфа. Каждый пользователь может выбрать внешний вид для своего Инфа, научить его ответам на разнообразные вопросы, опубликовать его на своем сайте, в блоге или социальной сети или продемонстрировать другим участникам проекта. Кроме того, с 2010 года работает англоязычная версия проекта - inf.net.