Основная цель современного преподавателя заключается в том, чтобы обеспечить студента знаниями, умениями и навыками, необходимыми ему в дальнейшей жизни. Однако эта среда настолько изменчива, динамична и непредсказуема, что понять сегодня завтрашние потребности так же сложно, как и представить 15-20 лет назад современное рабочее место специалиста практически любого профиля. Изменилось все – технологии работы, взаимодействия, регламенты, организационные структуры компаний, средства хранения и распространения информации и знаний.
Интернет, социальные сети, блоги, виртуальные библиотеки, электронные книги и цифровое аудио-видео-фото, сотовые телефоны, средства мгновенного обмена сообщениями, интернет-телефония, карманные компьютеры и коммуникаторы создают для современного студента новое информационное пространство.
Мир сегодня изменяется очень быстро, и было бы наивным полагать, что знаний, полученных студентом в стенах университета, хватит ему на всю жизнь. Современный человек обречен оставаться студентом всю свою жизнь, он вынужден обучаться в течение всей жизни, чтобы не остаться на её обочине. И именно от того, как будет происходить эта постоянная адаптация специалиста к изменяющейся внешней среде, будет зависеть его успех, карьера и самореализация. Поэтому задача современного преподавателя – не только предоставить студенту знания в соответствии с утвержденным учебным планом, но и снабдить его жизненно важными навыками сбора необходимой информации, умением эффективно взаимодействовать с коллегами, сохранять и предоставлять результаты своей работы. А эти навыки могут быть привиты в процессе обучения только в том случае, если преподаватели сами начнут использовать их в своей ежедневной работе.
Начиная использовать информационные технологии в образовательном процессе, преподаватель может оказаться в ситуации, когда сегодняшний студент будет знаком с ними в большей степени, чем он сам. Таким образом, преподаватель порой вынужден играть на «чужом поле».
Развитие информационно-коммуникационных технологий позволило всем желающим получить доступ к неограниченным объемам информации, а сегодняшние информационные потоки несравнимы с реалиями десятилетней давности. Уже крайне редко встречаются люди, которые не используют мобильный телефон, впечатляющими темпами растет доля населения, имеющего доступ к сети Интернет, и в первую очередь это явление охватывает сегодняшних студентов и молодых специалистов. Каждый из нас становится частью единой глобальной сети, и жить, и работать в этих условиях, используя технологии вчерашнего дня, невозможно.
Проводя большую часть своей жизни в электронной среде, обмениваясь знаниями и опытом, студенты ожидают того же от преподавателей, поскольку применение удобных и знакомых им средств в образовательном процессе делает их обучение комфортным и более эффективным. Повседневная жизнь, обучение и работа – это три неразрывно связанных между собой части нашей жизни, которые должны основываться на единой платформе навыков, средств и методов. Только такое сочетание позволит современному человеку быть успешным и эффективным, позволит получать от обучения максимальное удовлетворение.
Обучая сегодняшних студентов, а также готовясь работать с теми, кто придет в вузы в следующие несколько лет, преподавателю необходимо не только успевать следить за всем происходящим вокруг него, но и серьезно изменить собственные подходы к работе. Это позволит ему эффективно и комфортно работать в новых условиях. Компьютерные технологии стремительно врываются в сферу образования, хотим мы того или нет, преподавателю стоит уделить немного времени и сил, чтобы научиться эффективно использовать весь потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Даже самые простые ИКТ-инструменты помогут преподавателю упорядочить собственный рабочий день, выполнять свои задачи быстрее и с большей эффективностью, освободить время для развития и личной жизни.
Используя информационные и коммуникационные технологии в обучении, преподаватель помогает студентам успешно справляться с освоением большего количества информации, а также готовит их к условиям той реальной жизни, в которой они будут строить свою дальнейшую карьеру. Используя технологии в своей повседневной практике, преподаватель становится ближе к студентам, устанавливает более тесный контакт.
Регулярное использование информационных технологий в преподавательской деятельности потребует значительных преобразований в учебных программах, подходах к решению задач. Эти изменения приведут к заметному повышению качества обучения студентов.