Роль преподавателя в среде eLearning

Аватар пользователя artur.baranok
Опубликовано вс, 07/05/2015 - 19:39 пользователем artur.baranok

Целесообразней, наверное, было бы дать название статьи более провокационно, например, «Нужен ли преподаватель в среде eLearning (eL)?». Недаром темы программы М. Швыдкого «Культурная революция» на телеканале «Культура» всегда кратки и провокационны и поэтому по умолчанию предопределяют активную «дискуссию».

Вопрос: «нужен ли преподаватель в среде eL?» не так безоснователен, если привести следующие размышления по этому поводу.

Питер Друкер утверждает: «Потребность в традиционном очном высшем образовании отпадет в течение ближайших тридцати лет». Он является идеологом современного менеджмента, научным авторитетом мирового уровня и ему можно доверять. Значит, если высшего образования в его нынешней форме не будет, то, следовательно, не нужны и преподаватели высшей школы (по крайней мере, в нынешней форме).

Важной особенностью современного образования является смещение вектора образовательной деятельности в сторону самостоятельной работы, на что, кстати, обращается внимание в ВГОС третьего поколения. Эту тенденцию в мировом образовании задолго до ВГОСа отмечал Г. Драйдент «Обучение очень быстро будет превращаться в самообучение: самостоятельно направляемое и самостоятельно выполняемое учащимися» [1]. Из этого следует, что этом случае опять же минимизируется роль преподавателя, а в предельном случае, — отсутствует вовсе.

Возрастание роли информального образования в информационном обществе, где по некоторым признакам мы находимся и декларативно успешно двигаемся к обществу знания. Такое образование спонтанного реализуется за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде: общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д. Оно проявляется особенно ярко в социальных сетях Интернета (типа ВКонтакте), где население, имеющее выход в Интернет, особенно российские школьники, проводят значительную часть времени. Этот факт исключает опять же наличие преподавателя в принципе, хотя некоторые преподаватели используют дидактические возможности социальных сетей для поддержки учебного процесса.

Развитие идеологии открытых образовательных ресурсов OS (Open Source), основоположником которого по праву можно считать Россию в лице, например, ректора Института информационных технологий А. Шкреда, а не американский МТИ (массачусетский технологический институт). OS эффективно поддерживает непрерывное образование LLL (life long learning) в части реализации самообразования и представляет собой безграничную сферу для самообразования, исключающее опять же преподавателя. Идеология OS своего рода «образовательный коммунизм», девиз которого так же, как и классического коммунизма — «все для блага человека, все во имя человека» — стремительно набирает силу в мировой системе образования [2].

С другой стороны, инерционный устаревший взгляд на функции преподавателя в ИКТ-среде приводят к тому, что преподавателя заменяют кибернетической моделью, моделирующей действия традиционного преподавателя, которой для убедительности и правдоподобности придают облик человека. Активно появляются сообщения о разработке и апробации в России и за рубежом таких преподавателей-роботов, например:

http://spb.kp.ru/daily/24316.4/509685,

http://www.openclass.ru/comment/197146,

http://japantoday.ru/index.php?dn=videos&id=10.,

Здесь, по нашему мнению, явно допускается принципиальная типичная ошибка реализации новейшими средствами ИКТ устаревших ролей преподавателя, присущих традиционной очной классно-урочной модели.

Думается, что перечисленного достаточно, чтобы понять: в будущем в ИКТ-насыщенной образовательной среде следует отказаться от преподавателей, или серьезно пересмотреть его роли. Роль его нам представляется, прежде всего, как менеджера учебного процесса. И знание существа предмета уходит на второй план.

Никого же не удивляет тот факт, что человек, обладающий хорошими компетенциями менеджера, может с успехом управлять предприятиями различной специализации: авиационными, железнодорожными, медицинскими и т.д. Так и в образовании, преподавателю не обязательно знать свой предмет досконально, главное организовать на основе последних достижений электронной педагогики (педагогического дизайна) учебный процесс с использованием ИКТ.

Стало очевидными, даже на интуитивном уровне, такие положения, как преподаватель XXI века должен помогать выбрать индивидуальную образовательную траекторию, должен уметь вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, реализовать индивидуальный подход, поощрять неформальную обстановку на занятиях, коллективную работу студентов и т.д. В перечисленном не проглядывает знание предмета, это чистой воды элементы педагогического менеджмента.

Иными словами, преподаватель призван учить самоорганизации под быстро меняющиеся задачи жизни. Знаменитую фразу основателя отечественной научной педагогики Д. К. Ушинского по поводу главного требования к преподавателю для успешной педагогической деятельности «Знай свой предмет…» можно перефразировать так: «Знай основы управления учебной деятельностью в ИКТ-насыщенной среде…». Персональная образовательная среда (PLE), принципы которой рассматриваются в работе [3], позволяют реализовать такой подход в значительной мере.

Ввиду актуальности дискуссионности темы, возможно, у читателей появится необходимость провести дискуссию по этой проблеме. Ее можно организовать в Интернете на блоге автора по адресу http://blogs.mail.ru/mail/andreev_a_a, где размещен текст этой статьи, или добавить свой комментарий к этой статье (см. внизу страницы).

Результаты дискуссии мы обобщим и опубликуем, а пока займемся насущными делами подготовки корпуса преподавателей вузов, который насчитывает более 300 тыс. человек, к эффективной работе в ИКТ-насыщенной образовательной среде, причем, надо учитывать, что преподаватели вузов в своем большинстве не имеют педагогического образования, что сказывается на качестве образования. Действительно, в свое время Д. Менделеев отмечал, что качество университетского образования зависит от педагогической подготовки его преподавателей. Положение в современном вузе не особенно изменилось с того времени [4].

Чему же следует учить преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, и ведущих преподавательскую деятельность в ИКТ-образовательных средах? Перечень компетенций, которые вытекают из практики работы в таких средах, рассматривались во многих публикациях журнала, в том числе в работах автора.

Хотелось обратить внимание на такой показатель, как обязательное участие преподавателя в НИР, что следует из самого определения понятия вузовский преподаватель. Две трактовки
— отечественная и зарубежная — приводится ниже.
Преподаватель вуза — это научно-педагогический работник высшего учебного заведения, осуществляющий профессиональную преподавательскую деятельность в пределах своей специальности и квалификации, а также занимающегося научно-исследовательской работой. В Рекомендациях о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования говорится (Париж, 11 ноября 1997 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО. Преамбула): …под «преподавательскими кадрами учреждений высшего образования» понимаются все лица в учебных заведениях или программах высшего образования, которые в течение полного или неполного рабочего дня занимаются преподаванием и/или научной работой, и/или те, кто предоставляет образовательные услуги учащимся или обществу в целом».
Кстати, если вспомнить, что педагог — это человек, имеющий специальную педагогическую подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью, то преподавателя вуза, не имеющего специального педагогического образования, нельзя именовать педагогом. Его правильно называть «преподаватель» (в англоязычном варианте: teacher, instructor, lecturer; academic, professor, tutor) Анализ и обобщение документов, а также многолетний личный опыт автора как преподавателя и заведующего кафедрой позволили сформировать минимальные практикоориентированные требования к преподавателю вуза.

  • Уметь формулировать цели учебной дисциплины и занятия.
  • Знать структуру и уметь разработать учебную программу дисциплины.
  • Знать дидактические и организационные характеристики, а также уметь реализовать в учебном процессе типовые виды традиционных и электронных занятий.
  • Выбирать и применять в учебном процессе во всех формах получения образования дидактически обоснованные средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе компьютера и Интернета.
  • Знать и применять разнообразные педагогические формы контроля учебного процесса, в том числе в виде тестов.
  • Знать характеристики, а также уметь искать и использовать в учебном процессе образовательные ресурсы, в том числе Интернета.
  • Уметь разрабатывать методические рекомендации и пособия для проведения учебных занятий.
  • Знать основы нормативно-правового обеспечения учебного процесса и авторского права.
  • Быть физически, психически и нравственно здоровым.

Любопытно, что требования к «цифровому» преподавателю с точки зрения зарубежных исследователей, оформленные в виде видеоклипа и выложенные в YouTube, созвучны перечисленным выше и это подтверждает их эмпирическую достоверность.

Таким образом, роль преподавателя в ИКТ образовательной среде, скорее всего, изменится в сторону уменьшения при непосредственной реализации электронного обучения, но возрастет при подготовке электронного учебно-методического обеспечения.

Литература

Гордон Драйдент, Джанет Вос. Революция в обучении. –М.: ПАРВИНЭ, 2003.-671с.
Андреев А.А. Открытые образовательные ресурсы // Высшее образование в России. №9. 2008
Стародубцев В.А., Киселёва А.А.,А.Ф. Федоров, Возможности сервисов web 2 для формирования персональных образовательных сфер// Высшее образование в России. №7. 2010.
Гуров В.Н., Резванова И.Ю. Комперенции преподавателей вузов: мнение студентов. // Высшее образование в России. №12. 2009. С.143-146.

Александр Андреев