Технологии Интернет-обучения на профильном уровне

Аватар пользователя artur.baranok
Опубликовано вс, 07/05/2015 - 19:29 пользователем artur.baranok

Интернет-обучение или обучение в интегрированной информационной среде является одним из вариантов дистанционного обучения.

Интернет-обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия участников образовательного процесса, который осуществляется средствами информационных и телекоммуникационных технологий. Интернет-обучение так же, как и любая другая форма обучения предусматривает все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения.

Овладение способами познания мира, работы с информацией, формирование ключевых компетенций (социокультурной, коммуникативной, готовность к образованию в течение жизни) составляет основу содержания современного образования.

Рассмотрим технологии дистанционного обучения, используемые в период эксперимента, а также (коротко) организацию учебного процесса в каждой технологии и попытаемся определить основные методические вопросы организации и проведения учебных занятий в интегрированной информационной среде обучения. Система обучения предполагает этап проектирования и этап самого обучения.

Были выделены несколько технологий Интернет-обучения на профильном уровне: классическая, проектная, дифференцированная, в режиме «лекция-семинар», экстернат и смешанная.

1. Классическая технология обучения

Классического технология обучения

Технология основана на выделении конкретного количества занятий и сроков их освоения обучаемыми. В качестве технологии обучения может использоваться технология создания и пересылки Интернет-пакетов. Индивидуально дифференцируются задания в раках каждого занятия (пакета). Технология максимально приближена к традиционной технологии классно-урочного обучения, но реализуется с использованием Интернет-технологий и Интернет-ресурсов. В этом случае общение сетевых преподавателей и обучаемых происходит на основе формирования так называемых Интернет-пакетов, пересылаемых учащимся с помощью сервисов сети Интернет. Каждый Интернет-пакет соответствует основному запланированному заранее сеансу связи между сетевым преподавателем и обучаемым. В общем виде Интернет-пакет состоит из описания, содержательной части, задания, средств обучения и контроля, рекомендации для педагогов-кураторов.Интернет-пакет может формироваться в произвольной форме, удобной для сетевого преподавателя. Основным требованием, предъявляемым к форме организации Интернет-пакета, является требование возможности его пересылки с использованием сервисов сети Интернет. Работа учащихся с одним Интернет-пакетом в рамках классической технологии осуществляется в ходе одного сеанса обучения (одного занятия). Оптимальным является режим обучения, при котором изучение содержательного материала и выполнение заданий, предусмотренных в пакете для изучения и выполнения в урочное время под присмотром педагога-куратора, осуществляется в течение 40-45 минут. Остальная работа по изучению содержательного материала и выполнению заданий должны осуществляться в самостоятельном режиме. Количество рекомендованных сеансов обучения (занятий, работы с Интернет-пакетами) в неделю не должно превышать трех.В процессе занятия и в ходе самостоятельного обучения возможно индивидуальное или коллективное общение учащихся с сетевым преподавателем. Для организации такого общения могут использоваться электронная почта, телеконференции, чат или форум.Оценивание результатов обучения учащихся осуществляется сетевым преподавателем. В рамках выполнения заданий Интернет-пакетов и их проверкой сетевым преподавателем осуществляется промежуточный контроль. На основании его результатов возможна корректировка содержания и методов обучения сетевым преподавателем. По итогам обучения проводится итоговый контроль знаний учащихся. Сетевой преподаватель, оценивая выполнение заданий каждым обучаемым, должен иметь возможность выставления количественной оценки и качественной характеристики-комментария по каждому заданию учащегося. Количественные оценки выставляются в стандартной четырехбальной системе, понятной учащимся и необходимой для ведения стандартной учебной документации.

2. Технология проектного обучения

Технология проектного обучения

В рамках этой технологии при изучении учебного курса обучаемые выполняют один или несколько проектов. Сетевые преподаватели оказывают консультативную помощь. Распределение учебного времени внутри выполнения проекта не регламентируется. Сетевой преподаватель принимает и оценивает результаты индивидуальной проектной деятельности каждого ученика. Возможно выполнение информационных проектов (сбор информации, представленной в Интернет по узкой тематике, ее анализ, дальнейшая систематизация и представление аннотации), практико-ориентированных проектов (получение не только значимых результатов, но и выявление способов их внедрения в практику), игровых проектов (структура деятельности обучаемых остается открытой до окончания проекта, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта), исследовательских проектов (самостоятельная работа по сбору, обработке, анализу получаемых результатов; присутствует четкая фиксация целей, актуальности проекта, его социальной или профессиональной значимости).Результаты проектной деятельности обучаемых оформляются в заранее оговоренной форме. Основным требованием, предъявляемым к форме представления результатов выполнения проекта, является требование возможности его пересылки с использованием сервисов сети Интернет. В процессе творческой работы над проектом возможно индивидуальное или коллективное общение учащихся с сетевым преподавателем. Для организации такого общения могут использоваться электронная почта, телеконференции, чат или форум.Оценивание результатов проектного обучения учащихся осуществляется сетевым преподавателем. В рамках работы над проектом преподавателем осуществляется промежуточный контроль. На основании его результатов возможна корректировка заданий, выданных обучаемым для проектирования. По итогам обучения проводится итоговый контроль результатов проектной деятельности учащихся. Сетевой преподаватель, оценивая выполнение проекта каждым обучаемым, должен иметь возможность выставления количественной оценки и качественной характеристики-комментария. Количественные оценки выставляются в стандартной четырехбальной системе, понятной учащихся и необходимой для ведения стандартной учебной документации.

3. Технология дифференцированного обучения

Технология дифференцированного обучения

Технология основана на дифференциации содержания и методов обучения для каждого обучаемого в зависимости от его начальных знаний, хода овладения знаниями, умениями и навыками по каждой дисциплине. Сетевой преподаватель работает с каждым обучаемым в индивидуальном режиме, используя для каждого учащегося разные методы и разный содержательный материал в зависимости от хода выполнения учеником заданий и результатов личного Интернет-общения.Допускается варьирование содержание и методики обучения для отдельных обучаемых путем рассылки им различных Интернет-пакетов.Оценивание результатов дифференцированного обучения учащихся осуществляется сетевым преподавателем. В рамках выполнения индивидуальных заданий и их проверкой сетевым преподавателем осуществляется промежуточный контроль. На основании его результатов возможна корректировка содержания и методов индивидуального обучения для каждого учащегося. По итогам обучения проводится итоговый контроль знаний учащихся. Сетевой преподаватель, оценивая выполнение заданий каждым обучаемым, должен иметь возможность выставления количественной оценки и качественной характеристики-комментария по каждому заданию для каждого учащегося. Количественные оценки выставляются в стандартной четырехбальной системе, понятной учащимся и необходимой для ведения стандартной учебной документации.

4. Технология обучения в режиме «лекция-семинар»

Технология обучения в режиме "лекция-семинар"

В рамках данной технологии все занятия, организуемые и проводимые сетевым преподавателем, подразделяются на лекции и семинары. Предусматривается также самостоятельное выполнение учащимися домашних заданий. Лекционные занятия проводятся сетевым преподавателем очно (единичные лекции при возможности разовых сборов обучаемых для очного прослушивания лекций или при возможности очного посещения групп обучаемых сетевым преподавателем) либо дистанционно с использованием Интернет-технологий (видеоконференции, аудиоконференции, телетрансляции, воспроизведение видеозаписей, рассылка и последующее изучение учащимися лекционных материалов). Все лекции подразделяются на информационные (классические) лекции, проблемные лекции, лекции с заранее запланированными ошибками, лекции-пресс-конференции и лекции-визуализации. Лекции-пресс-конференции и лекции с запланированными ошибками могут включать элементы контроля усвоения знаний. Семинарские занятия проводятся в группах под руководством педагога-куратора. Тематика и методика проведения семинарских занятий определяются сетевым преподавателем. В рамках таких занятий могут осуществляться коллективные выполнения заданий, работа над проектами, обсуждения, рефераты, доклады, дискуссии. Лекционный материал и результаты выполнения заданий семинарских занятий учащимися могут формироваться в произвольной форме, удобной для сетевого преподавателя. Основным требованием, предъявляемым к форме организации таких материалов, является требование возможности их пересылки с использованием сервисов сети Интернет. Работа учащихся на семинарском занятии осуществляется в урочное время под присмотром педагога-куратора в течение 40-45 минут. Остальная работа по изучению содержательного материала и выполнению заданий должны осуществляться в самостоятельном режиме. Количество семинарских занятий в неделю не должно превышать трех.В ходе семинарских занятий и самостоятельного обучения возможно индивидуальное или коллективное общение учащихся с сетевым преподавателем. Для организации такого общения могут использоваться электронная почта, телеконференции, чат или форум.Оценивание результатов работы учащихся на семинарских занятиях осуществляется сетевым преподавателем. В рамках выполнения заданий семинарских занятий и их проверкой сетевым преподавателем осуществляется промежуточный контроль. На основании его результатов возможна корректировка содержания лекций и методов обучения на семинарских занятиях. По итогам обучения проводится итоговый контроль знаний учащихся. Сетевой преподаватель, оценивая выполнение заданий каждым обучаемым, должен иметь возможность выставления количественной оценки и качественной характеристики-комментария по каждому заданию, выполненному учащимся на семинарском занятии. Количественные оценки выставляются в стандартной четырехбальной системе, понятной учащимся и необходимой для ведения стандартнойучебной документации.

5. Экстернат

Технология обучения, при которой ученик изучает содержание профильного курса самостоятельно, без общения с сетевым преподавателем и педагогом-куратором. Обучение происходит с использованием ЦОР, разработанных в рамках проекта. Результаты обучения выявляются сетевым преподавателем в рамках итогового педагогического измерения по окончании изучения курса. Данная технология позволяет получать документ государственного образца о прохождении обучения на профильном уровне единичными учениками (например, учащимися отдаленных учебных заведений; учащимися учебных заведений, не имеющих лицензии на профильное обучение; отдельными учащимися, профильное направление подготовки в которых не совпадает с возможностями и потребностями таких учащихся).В рамках этой технологии проводится только итоговый контроль знаний учащихся. Сетевой преподаватель, оценивая выполнение заданий итоговой контрольной работы каждым обучаемым, должен иметь возможность выставления количественной оценки и качественной характеристики-комментария по каждому заданию для каждого учащегося. Количественные оценки выставляются в стандартной четырехбальной системе, понятной учащимся и необходимой для ведения стандартной учебной документации.

6. Смешанная технология обучения

В рамках данной технологии используются подходы и принципы, характерные сразу для нескольких описанных технологий.

Специфика каждой технологии дистанционного учебного процесса обусловливает отбор и структурирование содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения. Учебная среда Интернет-обучения должна формироваться таким образом, чтобы каждый учащийся имел свободный доступ из любого курса к информационному обеспечению, необходимым разделам, к лабораторным и практическим работам курса. Обязательным условием Интернет-обучения является возможность осуществления общения всех участников учебного процесса, используя всевозможные коммуникационные средства (чат, форум, блоги, wiki, и др.).