Первая масштабная конференция по CMS Drupal в Минске
Конференция проходила в Renessance Minsk Hotel – в довольно популярном месте проведения IT-мероприятий. Отель удобно расположен в центре города, а от вокзала путь занимает менее 30 минут.
В ходе мероприятия мне удалось посетить основной день, посвященный выступлений докладчиков. Но судя об активности в социальных медиа, Pre Party и Contribution Day были не менее продуктивными.
При входе на конференцию каждому участнику вручался именной бейдж и пакет с расписанием camp и канцелярскими атрибутами от партнеров мероприятия. Второй этаж знакомил с партнерами конференции: для каждого отводился специальный стенд. Особенно запомнился EPAM – каждому участнику давалось возможность получить памятный приз за решение настольной головоломки или онлайн-опросу по Drupal. Во время кофе-брейков коротали время за большой напольной игрой «Джанга».
Доклады были поделены на 4 секции. Основная сложность – посещение параллельных выступлений, тематика потоков была различной, а хотелось успеть послушать и других докладчиков. Я решил, в первую очередь, посетить доклады на русском языке.
Ольга Рабодзей из EPAM рассказала об основных паттернах проектирования – порождающие, структурные и поведенческие. Докладчик довольно бодро рассказывал обо всех преимуществах и недостатках каждого подхода, а для усвоения материала интересовалась у посетителей, где данный подход используется в Drupal 8.
Следующий посещенный мною доклад связан с платформой Drupal Commerce 2. Bojan Živanović, ведущий разработчик самого популярного в сообществе e-commerce модуля, рассказал об истории зарождения и развития платформы, а также поделился интересными статистическими данными о новой версии для Drupal 8.
Основные принципы, заложенные в Drupal Commerce 2
- Multi-lingual (поддержка различных языков, мультиязычность магазинов)
- Multi-currency (поддержка различных типов валют и платежных систем)
- Multi-market (удобное создание онлайн-магазинов как по продаже физических товаров, так цифровых онлайн-товаров)
Достижения Drupal Commerce 2 в 2019 году
- около 7500 сайтов работает на новой Drupal Commerce 2
- 1200 человек в официальном Slack сообществе
- 450 контрибьютеров
- интеграция Drupal Commerce 2 в крупных ритейл-проектах: сайт Akademika.no включает около 2 млн товаров
- Commerce Guys совершил ребрендинг и теперь называется Centarro. Компания запустила свой облачный продукт Centarro Toolbox, которая специализируется на технической поддержке сайтов, построенных на Друпал Коммерц 2.
Основные нововведения, которые появится в Drupal Commerce в ближайшем будущем:
- Commerce Invoice
- REST API
- Интеграция с Layout Builder
- New Company
Вячеслав Касихин (FTCS Sweden AB) рассказал в своем докладе, какие способы управления и мотивации в команде использовать, чтобы проект пришел к своему логическому завершению. Докладчик поделился полезной литературой, в которой отлично описаны различные ситуации: как руководить командой из разработчиков, какие качества должен иметь лидер и как организовывать успех и личную мотивацию каждого разработчика.
После хорошего ланча, а он был действительно отличный, я смог пообщаться с отдельными разработчиками и поделиться опытом использования CMS Drupal в своих проектах.
Следующий доклад посвящался «Темизации Drupal 8 на основе компонентов». Евгений Никитин из Adyax рассказал о порядке подключения компонентов, конфигурации и их стилизации. Данный метод сравнивался с классическими методами написания CSS-стилей, однако как выяснилось, на него затрачивается больше времени и данный подход больше подходит для больших проектов. Также познакомились с библиотеками компонентов, с которыми стоит работать в первую очередь – Fractal, Patternlab и Storybook.
Особый интерес связан с использованием машинного обучения и Drupal 8. Александр Лялюк из Zfort Group рассказал о проекте, в котором команда разработчиков внедрила элементы машинного обучения при просмотре рекомендованных товаров. Данный блок разработчики чаще всего внедряют на основе Views – связей (relationship) и contextual filters (контекстных фильтров). Новый подход позволяет собирать данные о пользователях, создавать отдельные группы пользователей и уже в данных группах на основе библиотеки PHP-ML производить выборку наиболее релевантной информации.
Конечно же, не обошлось и без докладов от старожил Drupal-сообщества. Андрей Постников рассказал свою историю знакомства с Drupal, взаимодействия с drupal.org, о первых исправленных багах в drupal-ядре, а также дал ценные советы и наставления разработчикам, которые только начинают свое знакомство с Drupal.
Видео докладов уже доступно на канале YouTube.
Со всей уверенностью могу сказать, что конференция удалась! В следующем году хотелось бы увидеть больше докладов, связанных с маркетингом и менеджментом в Drupal, а также детальному разбору кейсов. Большое спасибо организаторам за вклад белорусского сообщества Drupal.